Директор яндекс такси, владелец, кому принадлежит, кто является хозяином

Кто рулит на российском рынке такси | Rusbase

Всего за несколько лет мобильные технологии произвели революцию в нише такси, обострив конкуренцию до предела. Это изрядно облегчило жизнь пассажирам: время подачи машины сократилось в несколько раз, поездки стали куда дешевле.

Ноябрьский опрос ВЦИОМа показал, что жители крупных городов стали вдвое чаще ездить на такси — они довольны ценой и качеством услуги (быстрота подачи, вежливость водителей, возможность оплаты картой).

По данным аналитиков, за три года приложения для заказа такси сократили долю «бомбил» на рынке с 80% до 30%. Кроме того, рост популярности такси снижает нагрузку на городскую инфраструктуру и улучшает экологию.

Словом, мобилизация рынка такси принесла выгоду городу, пользователям, посредникам — всем, кроме самих водителей, которым из-за демпинга приходится работать больше за меньшие деньги.

Объем рынка такси

Демократизация цен на такси привела к росту рынка, который к 2015 году составил $9 млрд (это ноябрьская оценка аналитической компании Merku).

Член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова с этой цифрой не согласна. По ее расчетам, объем рынка составляет не более $6 млрд, или около 420 млрд в рублях.

Из-за кризиса количество заказов упало у разных перевозчиков на 40-50%, убеждена Серебрякова, и в этом году точно не будет расти.

«Объем рынка очень сложно исчислить, — признает основатель компании «Таксилёт» Михаил Виноградов. — Мы в своих расчетах ориентируемся на 1 поездку в сутки на 10 жителей городов-миллионников. То есть в Москве можно говорить примерно о миллионе перемещений в сутки».

Никто из игроков не хочет делиться данными о своих объемах. Рынок по большей части состоит из нелегализованных и никак не фиксируемых перевозок и участников. Из своего опыта работы в регионах мы вывели формулу: обычно суточный объем перевозок составляет 10% от населения города. Средний чек зависит уровня жизни и присутствия в городе сетевика (крупной сети диспетчерских — ред.).

В миллионниках это 100-150 рублей, в городках — 60-80 рублей. Поэтому берем 15 млн поездок по стране в сутки, умножаем их на 100 рублей среднего чека и получаем 1,5 млрд рублей оборота в сутки. Примерно 20% этой суммы получают диспетчерские, примерно 1% — поставщики софта для такси.

Это очень грубые цифры, но они могут служить опорой для понимания рынка, который невозможно точно оценить.

Основатель такси-сервиса Gett Шахар Вайсер прогнозировал, что в ближайшие 3-4 года российский рынок такси вырастет до $15-20 млрд, причем произойдет это за счет онлайн-сервисов. Другой участник рынка убежден, что эта цифра не отражает нынешних реалий и была озвучена Gett специально для инвесторов, чтобы показать потенциал и привлечь очередной раунд.

А руководитель Cat Taxi Геннадий Котов считает некорректным оценивать российский рынок такси в долларах из-за колебаний курса и того, что стоимость перевозок абсолютно не привязана к валюте. При этом он отмечает, что для Gett и Uber падение рубля крайне выгодно: внешние инвестиции дают им дополнительные возможности для демпинга в России.

В октябре 2015 года в России официально работало более 180 тысяч машин такси (собеседники Rusbase предполагают, что эта цифра охватывает только легальных водителей). В одной только Москве, по данным городского департамента транспорта, лицензировано около 55 тысяч водителей такси.

Причем многие водители сотрудничают сразу с несколькими сервисами.

По оценке основателя «Таксилёта» Михаила Виноградова, в столице работает еще около 100 тысяч такси без лицензий, работающих по договорам фрахтованияэто когда агрегатор за деньги поручает частному водителю перевозку пассажира (причем договор может быть устным) — и это не считая тех, кто приезжает из области. «Количество нелегальных такси в зависимости от обстановки в стране может стремиться к количеству всех автомобилей», — отмечает основатель «Российской биржи такси» Виталий Махинов.

На рынке такси работают две группы игроков: таксомоторные компании с собственным автопарком и агрегаторы услуг такси. Последние заключают договоры с таксопарками («Яндекс.Такси») либо с частными водителями, зарегистрированными как ИП (Uber, Gett, «Максим», «Лидер», «Сатурн»). По некоторым оценкам, на долю такси-сервисов приходится больше половины таксомоторных перевозок в Москве.

Полноценных таксомоторных компаний со своим автопарком и хозяйственной базой не более тысячи на страну. Что касается агрегаторов, они делятся на чистый онлайн (без офиса и диспетчерской — Gett, Uber, «Яндекс Такси» т.п.) и традиционные диспетчерские, которые имеют свои мобильные приложения («Максим» и прочие).

Агрегаторы считают себя IT-компаниями, которые помогают водителю и пассажиру найти друг друга. Формально они не подпадают под действие закона «О такси» — в нем просто нет понятий «диспетчерская служба такси» или «информационный сервис».

Традиционные перевозчики обвиняют их в недобросовестной конкуренции: агрегаторы не несут ответственности за ДТП, безопасность пассажиров, опоздания в аэропорт и техническую исправность авто. Кроме того, уже попав в базу информационного сервиса, водитель может закрыть ИП, чтобы не платить налоги.

Приложения создают условия для незаконной деятельности, привлекая нелегальных перевозчиков. Это одна из главных составляющих их успеха. Нет учета и отчисления налогов за работающих водителей, нет требований по обеспечению безопасности, ответственности перед пассажиром в случае ЧП. Потребителей привлекают ценой на уровне себестоимости поездки.

Большинство водителей не понимает убыточности такого вида деятельности и втягивается в эту пирамиду. Традиционным игрокам сложно конкурировать в таких условиях.

Разумеется, старым владельцам такси обидно. Они десятилетиями пахали, рисковали, их били, жгли им машины, поджидали у подъезда, вымогали деньги, душили налогами. Они выжили, перенесли все это, стали лидерами. А теперь их парни в кедах жмут. Но сколько бы лучники не бастовали, они ничего не могут противопоставить автоматчикам.

В медийном поле царят известные столичные агрегаторы — «Яндекс.Такси», Gett и Uber. Но в масштабах страны уверенно лидирует тройка федеральных диспетчерских — «Рутакси», «Сатурн» и «Максим».

Они предпочитают держаться в тени, не раскрывают показателей и практически не общаются с журналистами. «Это реальные лидеры рынка, наверное, даже мирового, — рассуждает Михаил Виноградов. — По сути, это русские «уберы», причем эффективные и живущие без сторонних инвестиций».

Истинными хозяевами рынка пока что остаются серые кардиналы в регионах, согласен руководитель Cat Taxi Геннадий Котов. По его словам, между федеральной тройкой и остальными участниками рынка — пропасть.

По приблизительным оценкам, суммарно «Рутакси», «Сатурн» и «Максим» совершают около 4 млн перевозок в сутки. Их доли в этом объеме составляют 40%, 35% и 25% соответственно.

Так что конкуренции со известными столичными сервисами они совсем не боятся. «Яндекс.Такси», Gett и Uber занимают абсолютно микроскопическую долю российского рынка, — делится на условиях анонимности представитель одной федеральной сети. — Каждый из нас по отдельности совершает больше перевозок, чем все они вместе взятые».

Рулят не приложения

По прикидкам экспертов, в Москве доля заказа такси через приложения достигает 65-70% (с учетом мелких игроков), в Питере — не более 30%, в городах-миллионниках — не более 8%, а в глубинке — не больше 3%. Дело в том, что в регионах у населения гораздо меньше смартфонов, чем кажется из Москвы.

Кроме того, в регионах плохо с навигацией: мобильный интернет хромает в населенных пунктах с населением менее 200 тысяч. Это сильно затрудняет работу приложений — водитель просто не может найти пассажира. Таксисты в маленьких городках работают по старинке, с рациями.

А «Максим», «Рутакси» и «Сатурн» процветают благодаря хорошо развитой диспетчеризации и интеграции с телефонией.

Для создания полноценного онлайн-сервиса в регионах нужно основательно вложиться в локальную картографию, чтобы уточнить карты сельской местности и улучшить навигационные возможности, считает член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова.

Сейчас службы такси из глубинки опираются на местных водителей, которые хорошо ориентируются в родных краях. По словам руководителя Cat Taxi Геннадия Котова, онлайн не приходит в глубинку не из-за картографии, а потому что местные такси не торопятся делать приложения, пока не придет сильный конкурент (сетевик). А теперь самое время немного рассказать о лидерах рынка онлайн-такси. Если вы считаете, что мы кого-то незаслуженно забыли — дополняйте список в комментариях.

 «Везет»

Rutaxi — мобильное приложение и система заказа такси служб «Везет» и «Лидер». Эта федеральная сеть диспетчерских работает в 90 городах России и 3 городах Казахстана (Алматы, Астана, Караганда).

По прикидкам экспертов, на «Рутакси» приходится около 1,6 млн перевозок в сутки — это крупнейший игрок российского рынка. Сеть сотрудничает как частными таксистами, так и с таксопарками, избавляя их от необходимости содержать собственных диспетчеров.

Приложение для заказа такси со смартфона «Рутакси», по их словам, запустили в 2011 году. Процент комиссии и количество машин «Рутакси» не афиширует.

В каждом городе у «Лидера» зарегистрированы отдельные юрлица, их вид деятельности сформулирован как «обработка данных».

По данным ЕГРЮЛ, учредителем практически всех подразделений сети (в том числе ООО «Лидер» и ООО «Везет») значится уфимский предприниматель Виталий Безруков (кое-где вместе с партнерами). Судя по всему, именно он основал службу такси «Лидер» в 2003 году.

В поле зрения медиа Безруков еще не появлялся. В 2012 году он участвовал во II Всероссийском съезде таксистов. Его фотографию можно увидеть на сайте уфимского авиаклуба:

«Сатурн»

Предприниматель Евгений Львов запустил службу такси «Сатурн» в городе Тимашевске (Краснодарский край) в 1998 году. Сегодня компания выросла в федеральную сеть такси, которая работает в 43 городах страны.

Собеседники Rusbase подсчитали, что в сутки она совершает около 1,4 млн перевозок. Как и у конкурентов, у «Сатурна» в каждом городе зарегистрировано юрлицо, практически всеми владеет сам Евгений Львов.

В 2012 году сеть запустила мобильное приложение TapTaxi для заказа машины без участия диспетчера.

В 2015 году Евгений Львов вместе с партнерами запустил в США приложение для вызова такси Fasten, которое будет конкурировать с самим Uber. В сентябре проект был запущен в Бостоне, а в этом году появится и в России. Знающие люди говорят, что у основателей проекта очень большие планы, которые заметно повлияют на рынок такси.

Евгений Львов

«Максим»

История компании началась в 2003 году с небольшой службы такси в городе Шадринске (Курганская область). Сервис запустил предприниматель Максим Белоногов.

Максим Белоногов

Сейчас компания работает в 114 городах России и еще 11 городах Украины (Мариуполь, Харьков), Казахстана (Актобе, Астана, Петропавловск, Уральск), Грузии (Батуми, Тбилиси, Кутаиси, Рустави) и Болгарии (София).

В сутки ООО «Инфосервис» (юрлицо «Максим») совершает около миллиона перевозок. Судя по данным ЕГРЮЛ, в каждом городе у «Максима» зарегистрировано юридическое лицо.

Учредителями региональных подразделений выступают Максим Белоногов и Олег Шлепанов.

«Максим» работает с частными водителями, с которых берет комиссию 10%. Они работают с фирменным приложением и диспетчерской службой (по телефону поступает 90% заказов).

Средний чек поездки в сети составляет 100 рублей. За день компания зарабатывает 10 млн рублей, подсчитал в апреле «Секрет фирмы».

В 2011 году из компании выделилось дополнительное направление — сервис по диспетчерскому обслуживанию таксомоторных компаний Taxsee.

«Максим» — лидер по количеству городов, но во многих из них он присутствует лишь номинально, уточняет критически настроенный источник Rusbase.

Столичные лидеры

«Яндекс.Такси»

Такси-сервис от «Яндекса» вышел на рынок в 2011 году. Это была инициатива сына основателя корпорации Льва Воложа. Сервис работает только с таксопарками — сейчас у «Яндекс.Такси» 450 партнеров, которые объединяют 30 тысяч машин. В апреле 2015 года они обрабатывали 60 тысяч заказов в сутки. Нынешние оценки варьируются от 100 до 200 тысяч поездок в сутки.

Сегодня сервис доступен в 14 городах — в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Сочи, Владикавказе, Новосибирске, Омске, Перми, Самаре, Туле и Воронеже. С 2016 года «Яндекс.Такси» является отдельной компанией в составе холдинга. Генеральным директором Яндекс.

Такси стал Тигран Худавердян, который руководит сервисом с 2014 года, а до этого руководил направлением мобильных продуктов «Яндекса».

Тигран Худавердян

Читайте также:  Подключение к яндекс такси водителей на своем авто самостоятельно

Расплатиться за поездку можно наличными или банковской картой. Комиссия для таксопарков составляет 11% + НДС, средний чек поездки в Москве — 533 рубля. Также агрегатор предлагает рынку профессиональный программный комплекс для служб такси «Яндекс.

Таксометр», в который входит программа для таксопарков и мобильное приложение для водителей. Как указано на сайте продукта, к нему подключены 1000 компаний и 200 тысяч авто по всей стране. В январе 2015 года «Яндекс» купил сервис «Рос.

Такси», который позволяет таксопаркам принимать заказы, координировать работу водителей и вести отчетность.

Конкуренты агрегатора обвиняют «Яндекс.Такси» в том, что он хитростью лишил своих партнеров самостоятельности и сделал их своими «карманными» автопарками. По некоторым оценкам, сервис занял уже более половины московского рынка.

Gett

Израильский предприниматель Шахар Вайсер пришел в Россию со своим сервисом GetTaxi в 2012 году. Сейчас такси Gett (обновленное название) можно заказать в 10 городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сочи, Екатеринбурге, Красноярске, Самаре, Ростове-на-Дону и Краснодаре.

По Москве средний чек составляет 400–500 рублей, комиссия Gett равна 15%. Это больше, чем у «Яндекса», но и функционал у Gett шире — помимо агрегации и поддержки пользователей, компания занимается наймом и подготовкой таксистов.

Сервис работает с таксопарками и частными водителями, у которых есть лицензия на пассажирские перевозки.

Всего в системе Gett доступно около 20 тысяч машин. Российское подразделение компании возглавляет Виталий Крылов.

Шахар Вайсер

Uber

Знаменитый американский стартап занялся российским рынком в конце 2013 года. Он работает с частными водителями, на машинах которых отсутствуют опознавательные знаки такси. Для подключения к системе Uber необходима лицензия.

 Данные о числе водителей и взимаемой с них комиссии Uber принципиально не раскрывает.

Сервис запущен в 7 городах — в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Сочи. Российским офисом скандального единорога руководит Дмитрий Измайлов.

«Нас интересуют все города с населением больше 100 тысяч человек», — рассказывал он в интервью Rusbase.

По расчетам общественного движения «Форум Такси», Uber обрабатывает 10–15% заказов такси в Москве. Другие эксперты с этой цифрой не согласны. По их словам, Uber и не борется за отечественный рынок: Россия для них — это «роуминг» для международных клиентов.

Дмитрий Измайлов

«Ситимобил»

ООО «Сити-Мобил» — один из крупнейших столичных перевозчиков, который работает с частными водителями. Предприниматель Арам Аракелян вместе с партнерами создал компанию в 2007 году. Служба «Ситимобил» одной из первых внедрила софт для автоматизированного распределения заказов между ближайшими машинами, сократив время ожидания до 10 минут.

Сейчас с ней работает более 20 тысяч таксистов, которые платят сервису 15% комиссии. «Ситимобил» — партнер «Яндекс.Такси», поэтому водители сервиса принимают заказы от обеих систем. В 2014 году «Ситимобил» доставалось 10% заказов Москвы. Также сервис работает в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Казани, а в дальнейшем планирует покорить страны СНГ.

В 2008 году партнеры Виталий Махинов и Владимир Чирков запустили первый в России b2b-агрегатор заказов такси для таксопарков и диспетчерских служб — Российскую биржу такси (РБТ). История началась с 15 партнеров, которым предлагалось меняться «неудобными» заказами между собой. На данный момент к системе РБТ подключено более тысячи таксомоторных парков и диспетчерских служб, а также более 50 тысяч водителей. Каждый день через РБТ проходит более 10 тысяч заказов в день. Гендиректор РБТ — Руслан Калинов. Куда едет российский рынок такси? Опрошенные нами участники рынка сходятся на том, что на смену жесткой конкуренции приходит кооперация на почве инноваций. Причем в основе этих изменений лежит снижение издержек. Новые игроки приносят в отрасль свежие идеи и перетягивают пассажиров не у других такси, а у общественного транспорта (помогая его разгрузить). Они пересаживают на такси тех, кому оно раньше было не по карману. Аутсорсинг и разделение ролей оптимизируют расходы компаний. Таксопарки будут отвечать за автомобили и водителей, гибкие технологические компании — за маркетинг, продажи и логистику. В регионах это будет реализовано тогда, когда там будет достаточно смартфонов. В такси приходят технологии и идеи из смежных рынков: грузоперевозок, навигации и мониторинга дорожного движения. Технологическое сотрудничество поможет преодолеть кризис отрасли такси, подчеркивают эксперты.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/story/taxi-market/

Директор Яндекс Такси, владелец, кому принадлежит, кто является хозяином

Кто директор Яндекс такси. Кому принадлежит сервис. Факты из биографии владельца такси от Яндекса. Из истории Яндекс такси.

Чем обусловлена популярность Яндекс такси

Перед тем, как ответить на вопрос, кому принадлежит Яндекс такси, можно отметить, что сегодня роль этого сервиса очень трудно переоценить. По некоторым оценкам, такси от Яндекса занимает более половины рынка данных услуг в Москве и стремительно распространяет свое влияние на регионы.

Такси само по себе стало очень распространенным видом транспорта. Все больше и больше пассажиров отдают предпочтение именно этому виду транспорта. Включая и сервис от Яндекса. Это не удивительно. Ведь он может предложить массу достоинств своим клиентам:

  • Минимальные сроки ожидания машины – часто не более 5 минут;
  • Возможность вызова такси без звонков диспетчерам и т.д. – просто отметившись в мобильном приложении;
  • Возможность выбор таксиста по его рейтингу и по личным предпочтениям;
  • Возможность привязки банковской карты к сервису – благодаря чему можно будет добраться до нужного места, даже не имея ни копейки наличности;
  • Масса функциональных нововведений, которые делают пользование сервисом удобнее.

Эксперты прогнозируют, что в дальнейшем компания будет продолжать распространение своего влияния на регионы страны и ближнего зарубежья.

Кто же является владельцем Яндекс Такси

Подключись к Яндекс Такси и начни зарабатывать от 120 000 рублей в месяц! Подключиться

Итак, можно сказать, что хозяин Яндекса такси — Тигран Худавердян. Он же является его генеральным директором.

Впрочем, Тигран Худавердян не является сторонним предпринимателем, который просто взял – и купил готовую компанию, как это нередко бывает в подобных случаях. Тигран имеет непосредственное отношение к Яндексу. В свое время он успел принять участие во многих проектах поисковика.

Устроился на работу в Яндекс Тигран Худавердян еще в 2006 году и некоторое время был ответственным за разработку некоторых сервисов поисковика, а также за единую аутентификацию пользователей.

Также сегодняшний генеральный директор Яндекс Такси руководил созданием таких мобильных приложений, как Яндекс Навигатор, а также Яндекс Браузер.

Что же касается сервиса такси, то Тигран Худавердян имеет непосредственное отношение и к разработке Таксометра – приложения для водителей, и к программе для мобильных платформ – Яндекс Такси.

Тигран Худавердян: некоторые биографические сведения

Итак, Худавердян Тигран Оганесович был рожден 28 декабря в 1981 году в городе Ереван – тогда еще в Стране Советов. Получил образование в колледже имени Анания Ширакаци там же, в Ереване, а затем в 2004 году закончил успешно учебу в МГУ – на физическом факультете.

Тогда же начинается и его деятельность в качестве предпринимателя. Неизвестно, пригодились ли ему в этом знания, полученные в области физики, однако Тиграну удалось успешно запустить несколько Интернет-магазинов, а еще издать книгу о предпринимательстве в виртуальном пространстве.

Как уже отмечалось, в 2006 году он пришел в Яндекс и начал в качестве менеджера обеспечивать единую аутентификацию всех пользователей внутри различных сервисов компании.

Однако непосредственно создателем сервиса он не является. Основатели Яндекс такси – предприниматели сын и отец Лев Волож, а также Аркадий Волож. Случилось это в 2011 году.

Любопытно, что последний заодно является и сооснователем самого Яндекса.

А в 2014 году Тигран Худавердян назначается руководителем этого проекта.

Именно под его руководством сервис начал обзаводиться своим мобильным приложением, появилась возможность вызова автомобиля непосредственно по мобильному приложению.

Тогда же наблюдается активный ввод в работу приложения Таксометр, в региональных таксопарках Яндекс Такси внедряется соответствующее программное обеспечение.

В качестве увлечений сам тигран называет фотографию

Ну а хобби, которое приносит еще и прибыль, — это… часы. Тигран вместе с товарищем открыл фирму по изготовлению эксклюзивных наручных часов и восстановлению старинных, относящихся к разряду элитного антиквариата.

Тигран Худавердян активно занимается спортом. В частности, его интересуют настольный теннис и горные лыжи.

Что касается семейного положения, то женат, имеются дети.

Из истории сервиса

Сегодняшние хозяева Яндекс Такси являются его же основателями. У истоков сервиса стоит один из основателей поисковика Лев Волож. Именно с его подачи в 2011 году и был запущен таксосервис в виртуальном пространстве.

На сегодняшний день оценить объемы перевозок достаточно сложно: данная информация по каким-то причинам тщательно скрывается от широкой публики. Однако известно, что в начале 2015 году в день обрабатывалось до 200 000 заказов.

Яндекс такси распространен не только в Москве, но и во многих других крупных городах страны России и СНГ. В общей сложности, в списке одних только российских городов числится 14 населенных пунктов.

В 2016 году Яндекс такси владельцы решили выделить сервис в качестве самостоятельной компании, однако исключать из материнского холдинга Яндекс его не стали. Таким образом, пассажиры и водители могут, например, получить доступ ко многим полезным сервисам от Яндекса: карты, маршруты, навигатор и т.д.

Источник: https://oyandextaxi.ru/direktor-yandeks-taksi-vladelec-komu-prinadlezhit-kto-yavlyaetsya-hozyainom/

Рабочие места: Тигран Худавердян, руководитель «Яндекс.Такси»

Уже десять лет создаю разные пользовательские продукты в «Яндексе». Из очень популярных — «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Браузер». Сейчас руковожу «Яндекс.Такси».

До этого участвовал в семейном бизнесе и пытался создать собственный. У меня было несколько интернет-магазинов, но не было достаточно опыта. Поэтому в 2006 году я решил устроиться в какую-нибудь компанию. Взяли в «Яндекс».

Кто вы по профессии?

Я окончил физический факультет МГУ. За школьную жизнь несколько раз менял мнение, кем быть — математиком, программистом или физиком. Выбрал последнее.

Убеждён, что высшее образование необходимо. Причём не шаблонное, а фундаментальное, обучающее не процессам, а их сути. Сейчас часто учат шаблонам: в такой-то ситуации делай так-то.

Если ситуация не выбивается за рамки этих клише, человек успешен. Но в жизни приходится заниматься разными проектами, решать порой нестандартные задачи.

И здесь нужны знания, отвечающие не на вопрос «Что делать?», а на вопросы «Как?» и «Почему?».

Ни о каком нетворкинге в вузе речь не идёт. Зато, сдав 10–12 сессий, молодой человек учится преодолевать жизненные трудности.

Я довольно скептически отношусь к получению второго, третьего и последующих дипломов. Крайне редко это делается ради знаний и не является самоцелью. На мой взгляд, лучшее дополнительное образование — это опыт. Его нужно уметь перенимать и правильно интерпретировать.

Каковы ваши сильные и слабые стороны?

Есть одна черта характера, которая является одновременно и сильной, и слабой. Это лень.

Слабая, потому что откладываю дела на потом. Сильная, потому что стараюсь найти простые решения сложных задач. Всё время думаю, как сделать быстрее и проще или вообще не делать, но достичь результата.

Как выглядит ваше рабочее место?

В «Яндексе» придерживаются концепции open space. Это важная часть корпоративной культуры. Если руководитель огораживается стенами кабинета, между ним и сотрудниками возникает определённый барьер. Он тормозит развитие бизнеса и не позволяет оперативно принимать решения.

Поэтому мой рабочий стол находится в центре большой комнаты. На нём — MacBook и два монитора. MacBook, потому что для работы с почтой и интернетом лучше Mac OS пока ничего не придумали. Внешние мониторы, потому что много работаю в Excel. На один вывожу таблицы, а на другой — почту и всё остальное.

Также на столе много памятных сувениров. Например, плюшевая женская грудь. Мне её однажды подарили на день рождения. Принёс ради прикола на работу, так и осталась.

Из мобильных гаджетов у меня iPhone. Есть ещё Apple Watch, но, по-моему, это абсолютно провальный проект. Умные часы Pebble, к примеру, в тысячу раз лучше.

ПО

Думаю, в плане интернет-сёрфинга я среднестатистический пользователь. На пуши реагирую сразу. Отвлекает, но по-другому пока не научился.

Читайте также:  Как зарегистрироваться в яндекс такси, регистрация водителей онлайн

Источник: https://lifehacker.ru/rabochie-mesta-tigran-hudaverdyan/

Ценовая война Uber, «Яндекс.Такси», Gett, часть 2: Кто побеждает

С 1 июня вступают в силу новые нормы к закону «О такси», благодаря которым ГИБДД получит возможность чаще проверять водителей. И, как мне кажется, это станет новой победой Uber в битве между агрегаторами. Но лишь в битве. Войну, я уверен, Uber не выиграет. Сам я пока сижу и жду, когда же агрегаторы съедят друг друга. Пусть в этой войне победит сильнейший, главное — поскорее.

Поймите меня правильно. Большая часть автомобилей такси, на которых вы ездите, принадлежат не водителям, а таксопаркам. У меня один из самых больших таких таксопарков в стране — больше тысячи автомобилей.

С момента появления агрегаторов моя выручка упала вдвое — с 720 млн до 360 млн рублей, маржа упала практически до нуля.

Ситуация настолько критическая, что Департамент транспорта Москвы стал выдавать субсидии таксопаркам за лизинг автомобилей.

Не работать с агрегаторами невозможно — они контролируют 80% всех поездок в Москве. Расстановка сил на рынке примерно такая: от 40% до 50% контролирует «Яндекс.Такси», и по 25–30% — Uber и Gett. Больше всех недоволен своей долей Uber, он-то и демпингует больше остальных — делает всё, что захочет, а «Яндекс.Такси» и Gett вынуждены идти вслед за ним.

Агрегаторы часто жалуются на свою судьбу. Например, Uber публиковал отчётность об убытках в $3 млрд по итогам 2016 года. Но, по моей информации, это очень прибыльный бизнес. Арифметика такая: агрегаторы берут от 15% до 20% с каждого заказа — это доходы. Главные расходы у агрегаторов — на рекламу, зарплаты программистам и доплаты водителям за короткие поездки.

Ну с зарплатами программистов всё понятно, это минимальные деньги. Коротких поездок, за которые агрегаторам приходится доплачивать, — это всего 10–15% от общего числа поездок. Кроме того, вот как формируются доплаты. Допустим, вы заплатили за поездку 70 рублей.

А для водителя минимальная цена поездки — 200 рублей, с которых он 20% должен отдать агрегатору. Агрегатор доплачивает 140 водителю, из которых 40 рублей оставляет себе в качестве комиссии. То есть платит всего 100 рублей. При этом по оставшимся 85–90% поездок средний чек составляет 400–500 рублей.

То есть две-три обычные поездки с лёгкостью перекрывают доплаты по коротким.

Получается, что самые большие расходы у агрегаторов на рекламу и при выходе на новые рынки. Второе посчитать сложно, а первое — легко. Самая частая реклама на московском рынке — это брендированные машины. Сейчас все таксисты обклеиваются «Яндексом» и Uber.

Обе компании предлагают снизить свою комиссию за брендирование — например, с 20% до 17%. А Gett так и вовсе платит за каждую наклейку по 5000 рублей. Для такого большого таксопарка, как мой, — это выгодное дело.

Но тут есть существенный минус: если ты обклеил свой таксопарк брендом, другие агрегаторы работать с тобой не будут.

Доходы несопоставимы. Никакие свои цифры компании не раскрывают. Но мы знаем, что в декабре прошлого года «Яндекс» совершил 16,2 млн поездок. Соответственно, всего в месяц совершается порядка 30 млн поездок.

27 млн из них — со средним чеком 400–500 рублей, возьмём среднее арифметическое. Получается, что объём рынка составляет 12 млрд рублей в месяц или 146 млрд рублей в год.

Из этих денег больше 20 млрд рублей забирают агрегаторы.

При этом все главные расходы: покупка и ремонт подвижного состава, аренда стоянок, страховки, уплата штрафов, разбирательства с проверяющими органами — всё это остаётся на плечах владельцев таксопарков.

Так что на самих поездках мы больше практически не зарабатываем. Сейчас основную часть доходов приносит реклама: когда мы вешаем что-то на задние стёкла, а также сдача автомобилей в аренду.

При этом продать имеющийся бизнес практически невозможно — все ждут падения рынка таксопарков, никто не готов на него выходить.

Ну а мы ждём завершения войны — это наш единственный шанс выжить. И я лично ставлю на «Яндекс». Во-первых, это российская компания, так что они смогут получить поддержку государства.

Во-вторых, это очень известный бренд, крупнейший в стране поисковик. В-третьих, конечно, собственный навигатор в таком деле — огромное преимущество.

Особенно если учесть, что навигатором этим пользовались до недавнего времени все водители.

Ну а до тех пор, пока не победит кто-то один, нас ждут интересные времена. Uber уже работает с водителями без лицензий — проверить это никак нельзя, и заявляют они обратное, но де-факто так и есть. «Яндекс.Такси» и Gett пока держатся, но надолго их не хватит.

Как только они сдадутся, на дорогах появится много хлама — машин старше трех-пяти лет с кучей проблем. За рулём этих автомобилей будут хамоватые, непрофессиональные водители. Скорее всего, мы увидим большой всплеск аварийности.

Только после этого Департамент транспорта Москвы и антимонопольная служба вынуждены будут вмешаться в происходящее и ввести минимальные требования к этому рынку. Главное — дожить до тех времён.

Фотография на обложке: «Централ Партнершип»

Источник: https://secretmag.ru/whatsup/cenovaya-voina-uber-yandeks-taksi-gett-chast-2-matematika-voiny-i-kto-pobedit.htm

Владельцы «Яндекса» — особенности, достижения и интересные факты :

Поисковая система «Яндекс» была представлена обществу в сентябре 1997 года. Более 20 лет прошло с момента ее анонсирования. За это время появилось целое поколение людей, которые выросли, тесно соприкасаясь с этим поисковиком.

Что изменилось за время существования этой поисковой машины в мире интернета, и как она вошла в жизнь населения целой страны?

История возникновения

Своим рождением «Яндекс» обязан группе талантливых программистов, которые в далеком 1993 году поставили себе цель — создать поисковую систему, находящую нужные файлы на жестком диске компьютера. Ядром этой группы был Аркадий Волож, который хотел, чтобы эта система в своей работе учитывала морфологию языка.

Для этого вместе со своими друзьями Волож открывает компанию по созданию программного обеспечения и называет ее “Аркадия”. Эти программисты были теми, кто придумал «Яндекс». Тогда и возникла поисковая программа.

Что означает название

Выбор имени для системы поиска послужил поводом для долгих дебатов. Вначале систему хотели назвать Search, что означает «поиск».

Но патриотические чувства взяли верх, и владельцы «Яндекса» решили, что раз программа создана для России, то и название должно гармонировать с русским языком.

Название, которое мы знаем сейчас, предложил друг основателя Илья Сегалович, ставший одним из совладельцев интернет-предприятия.

Посовещавшись, отцы-основатели пришли к выводу, что слово «index» более известно русскоговорящему населению. Поэтому взяли его за основу. А так как в России уже были подобные программы, они решили добавить «yet another», что значит «еще один». Соединив все три слова воедино, они получили «yandex».

Как «Яндекс» стал самой популярной поисковой системой в России

На момент запуска «Яндекса» в России уже были поисковые системы. Например, на рубеже 2000-х годов популярным поиском в интернет были «Рамблер», «Апорт». Однако новая поисковая система за 2 года работы заняла прочные позиции и заработала для владельцев «Яндекса» 72 тыс. долларов.

Постепенно новый поисковик расширял сферу услуг, создав почтовый сервис, собственное программное обеспечение. Экспансия происходила не только при помощи «белых» методов.

Например, устанавливая программное обеспечение, скачанное из сети интернет, многие обращают внимание на то, что попутно устанавливаются программы сервиса: его браузер, «Яндекс-бар», музыкальное расширение, «Яндекс-поиск».

Эти приложения появляются на компьютерах пользователей, как грибы после дождя, ненавязчиво призывая ими воспользоваться.

Источник: https://BusinessMan.ru/vladeltsyi-yandeksa—osobennosti-dostijeniya-i-interesnyie-faktyi.html

На российском рынке такси-агрегаторов появится крупнейший игрок :: Технологии и медиа :: РБК

Такси-сервисы «Такси Сатурн» и RuTaxi объединились и привлекли дополнительное финансирование UFG Private Equity. В результате они планируют увеличить число обслуживаемых заказов почти на 25%, до 1,5 млн в день

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

В конце апреля два крупных игрока российского рынка такси-агрегаторов — RuTaxi (владелец брендов «Везет» и «Лидер») и Fasten (бренды «Такси Сатурн» и RedTaxi) объединились. Об этом РБК рассказал представитель Fasten и подтвердил партнер UFG Private Equity Артур Акопьян. UFG Private Equity, ранее инвестировавшая в Fasten, стала инвестором сделки и основным акционером новой компании.

Детали сделки не раскрываются, стороны лишь сообщают, что в рамках соглашения была создана единая акционерная структура, под началом которой были объединены штаты двух компаний, технологии, программные комплексы и прочее. Собственного таксопарка у новообразованной компании не будет. Количество подключенных к сервису автомобилей не раскрывается.

По словам Акопьяна, они вложили в проект меньше $100 млн; сейчас планируется новый раунд акционерного финансирования на сумму до $200 млн.

«Деньги потребуются объединенной компании на выход в новые города, продолжение консолидации рынка, инвестиции в совершенствование мобильного приложения, маркетинг и субсидии водителям», — рассказал Акопьян.

Он также не исключил, что какую-то часть средств направят на развитие в Казахстане и других странах СНГ, но подчеркнул, что в первую очередь компания ориентирована на российский рынок.

«Мы понимаем, что российский рынок проходит масштабную консолидацию, в конечном счете останется 2-3 крупных игрока. Мы видим себя одним из этих игроков», — пояснил Акопьян.

​Как отметил представитель Fasten, в компании рассчитывают, что объединение позволит новому игроку войти в мировой топ-5 по количеству заказов в сутки среди приложений для поездок по требованию (ride on demand, ROD).

К подобным сервисам помимо приложений для заказа такси относятся также позволяющие найти попутчиков (BlaBlaСar) или вызвать частных водителей (Uber). По словам представителя Fasten, крупнейшими по этому показателю в мире являются сервисы Didi (Китай), Uber (США), Ola (Индия) и GrabTaxi (Сингапур).

Созданная в результате сделки компания будет обрабатывать около 1,5 млн заказов в сутки, надеются в компании.

Как ранее писал РБК со ссылкой на одного из участников рынка, через RuТaxi в 2016 году осуществлялось около 1 млн поездок в день, через Fasten — 200–300 тыс. Для сравнения, у сервиса «Максим» этот показатель оценивался в 700–800 тыс. поездок.

Все перечисленные сервисы позволяют заказывать поездку как по телефону, так и через мобильное приложение. В отличие от них, «Яндекс.Такси», Uber и Gett в первую очередь ориентированы на заказ поездки через приложение. В «Яндекс.Такси» в конце прошлого года в среднем совершалось 500 тыс.

поездок в сутки, в Uber 150–170 тыс., в Gett — 150 тыс., оценивал собеседник РБК.

Источник: https://www.rbc.ru/technology_and_media/03/05/2017/5908a5de9a7947f642b572a3

Яндекс — не просто поиск. И кому на самом деле принадлежит компания Яндекс и все её сервисы

Оглавление

  • Они зародились в Яндекс
  • Сервисы, выросшие под крылом Яндекса

Такой привычный теперь, Яндекс всё глубже внедряется в нашу жизнь. Помимо поиска, ссылающегося на сайты, с его помощью можно ориентироваться на местности, в ценах на что угодно, в расписании транспорта. К каждому почтовому ящику яндекса прилагается бесплатное хранилище файлов. Кошелек ЯндексДеньги даст вам возможность легко оплачивать покупки и услуги прямо в онлайне.

Транснациональная компания «Яндекс», ее основатель Аркадий Волож и Илья Сегалович — это те, кому принадлежит Яндекс и все сопутствующие сервисы. Компания была учреждена в формате общества с ограниченной ответственностью в далеком 2000 году. Так знаменитый поисковик стал самостоятельным, отделившись от СompTek, в которой зародился.

Теперь Яндекс занимает одно из лидирующих мест в мировом рейтинге и является главным поисковиком в России. Почти в любом смартфоне россиянина найдутся приложения, так или иначе связанные с яндексом. Они ускоряют поиск программы передач, наиболее актуальных новостных каналов. Даже консультация с врачом в режиме онлайн теперь не выдумка фантаста.

Они зародились в Яндекс

Собственный браузер появился у Яндекса в 2012 году. Среди пользователей рунета он сразу стал популярным. Внутри имеются средства активной защиты. Канал связи шифруется при работе через Wi-Fi.

Сохраненные пароли криптуются. В последних версиях браузера поддерживаются жесты мышью, чтобы обновлять вкладку или переходить в соседнюю можно было без поиска кнопок.

И, конечно же, по умолчанию встроен поисковик Яндекса.

Свой сервис платежей появился еще в 2007 году. Каждый крупный банк тут же захотел сотрудничать с яндексом в этом проекте. Постепенно система ЯндексДеньги стала включать в себя всё больше дополнений. Пользователи могли совершать платежи онлайн со своей банковской карты, привязанной к аккаунту.

Перевозки пассажиров теперь тоже входят в число возможностей Яндекса. В 2011 году на территории Москвы был опробован сервис такси, в котором работало менее тысячи автомобилей. Работать с этим сервисом можно было только через приложение на смартфоне, водители использовали технологии Яндекс-Навигатора. Сегодня услугами такси можно воспользоваться в крупных городах нескольких стран.

Сервисы, выросшие под крылом Яндекса

Яндекс не только создает сервисы с нуля. Иногда приобретаются уже готовые компании и в них вливаются деньги. Потом они развиваются под его руководством, превращаясь во что-нибудь новое. В 2008 была приобретена картографическая компания «Гис Технологии», с которой теперь работает сервис Яндекс Карты.

Читайте также:  Фотоконтроль яндекс такси, как проходить, как фотографировать, как обойти

Сайт Кинопоиск также был приобретен с целью реорганизации и расширения. В планах было создание собственного онлайн-кинотеатра, который учитывал бы личные интересы кинозрителей. Сайт был полностью переделан, но это вызвало негативную реакцию пользователей. Тогда было принято решение вернуть сайту его прежний функционал и сделать на его основе проект «Кинопоиск плюс».

Ко всему, у Яндекса есть собственная система аналитики для сайтов. Она позволяет видеть количество уникальных посетителей, показывает, в какой стране ваш сайт особенно популярен.

В режиме реального времени можно наблюдать поток пользователей. В курсе Евгения Попова «Секреты практического SEO» рассматриваются способы, позволяющие увеличить количество посетителей и повысить популярность сайта. Вместе с этим там можно найти множество полезных советов о сео-продвижении.

Источник: http://start-luck.ru/novosti/komu-prinadlezhit-yandeks.html

Оппенгеймеры самые большие владельцы Yandex

«Общенациональная поисковая система» Яндекс имеет не русскую национальность. Что еще нужно продать глобальным ростовщикам, чтобы Русские соответствовали иудейскому понятию «гои»?

Компания, зарегистрированная в России как ООО «Яндекс», но 100 % уставного капитала которого владеет зарегистрированное в Нидерландах акционерное общество «Yandex N.V.».

Структура собственников компании «Yandex N.V.» по состоянию на 31 марта 2013 года (в процентах от общего числа акций) показана следующим образом:

Два галахических основателя компании:

Кроме них, остальными акциями владеют:

На сайте американской биржи Nasdaq.com не сложно найти информацию, кто является этими «публичными инвесторами» — а точнее основными владельцами поисковика Яндекс, который многие воспринимают, как «русский» поисковик:

1. OPPENHEIMER FUNDS INC 34,086,271
2. COMGEST GLOBAL INVESTORS S.A.S. 12,583,987
3. PRICE T ROWE ASSOCIATES INC /MD/ 6,956,693
4. BAILLIE GIFFORD & CO 6,463,453
5. VONTOBEL ASSET MANAGEMENT INC 5,550,741

Итого: 56,51%. Т.е. контрольный пакет. Как они оказались у глобальных банкиров?

По официальной версии в апреле 2000 года фонд ru-Net Holdings (Леонид Богуславский-Каган сотоварищи) приобрёл 35,72 % акций «Яндекса».

В 2009 году тогдашний президент России Д.Медведев инициировал покупку «Сбербанком» «золотой акции» «Яндекса» «с целью избежать попадания предприятия общегосударственной важности в руки иностранцев»[3].

Однако, уже в 2011 году Яндекс выходит на американскую биржу NASDAQ и продает порядка 16,25%  акций.

В мае 2012 года в Госдуме появился законопроект «о внесении поправок в закон об иностранных инвестиция». Он предполагал расширение списка стратегических предприятий за счет интернет-компаний, которые оказывают социально-значимые услуги, и признаваемые в качестве общенациональных трансляторов информации.

Критерий — не менее 20 млн.

пользователей в месяц в течение полугода, а «социально-значимыме» услуги означали: поиск информации в интернете, электронная почта, сервисы по загрузке, хранению и просмотру аудио и видео, справочные сервисы, файлообменники и «иные коммуникационные услуги в сети интернет.

Поэтому при сделках с акциями крупных интернет-компаний предусматривалась особая процедура покупки более чем 10%  голосующих акций иностранным инвестором должна быть возможна лишь с разрешения правительственной комиссии по иностранным инвестициям и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Однако закон так и не был принят…

В апреле 2014 на медиафоруме ОНФ В.В. Путин публино пожурил Яндекс за продажу акций иностранцам. Между тем, тихая скупка акция Яндекса фондом Оппенгеймеров произошла в 1-м квартале 2014 года.

При этом показательно, что достаточно контролируемым представителями той же этнико-религиозной группы СМИ широко разрекламировать, как «национальный лидер» пройдет на каком-либо «народном марше», все почему-то начинают считать Россию – «суверенным государством»…

Что ещё нужно продать глобальным ростовщикам, чтобы последовательно лишаемые национального самосознания Русские соответствовали иудейскому значению термина «гои»?

Источник: http://communitarian.ru/novosti/internet/oppengeymery_samye_bolshie_vladelcy_yandex_17052015/

Миллиарды «Яндекса». В процессе поиска. Фото | Миллиардеры

Оборону «Яндекс» держит вот уже 10 лет, а недавно перешел в наступление. Yandex.ru — самый посещаемый российский сайт, на который ежемесячно заходит около 28 млн человек, 80% всей аудитории русского интернета.

По многим признакам компания готовится выйти на биржу, и уже в этом году мы можем узнать, во сколько миллиардов долларов ее оценят инвесторы. В том, что речь пойдет о миллиардах, не сомневается сегодня никто.

Воложа и Сегаловича любые родители могут ставить в пример своим детям: их путь к состоянию в сотни миллионов долларов начался со школьных пятерок.

В середине 1970-х Волож и Сегалович сидели за одной партой в алма-атинской физико-математической школе. «Наша парта выдала 50% золотых медалей школы», — вспоминает Сегалович.

Волож занимал призовые места на республиканской олимпиаде по математике, Сегалович — на всесоюзной. В 1981 году они вместе приехали поступать в Московский университет, но медалистов не приняли.

Волож поступил на факультет прикладной математики Института нефти и газа, Сегалович — на геофизический факультет Московского геологоразведочного института.

В конце 1980-х, учась в аспирантуре, Волож начал заниматься бизнесом.

Сначала, как многие тогдашние предприниматели, торговал, а в 1989 году вместе со своим учителем английского языка, американцем Робертом Стабблбайном учредил компанию CompTek, занявшуюся поставками сетевого и телекоммуникационного оборудования (к концу 1990-х эта компания стала крупнейшим дистрибьютором Cisco Systems в России и СНГ с оборотом десятки миллионов долларов в год).

Помимо торговли компьютерами у математика Воложа был и бизнес «по специальности»: он разрабатывал программы поиска в больших массивах русскоязычной текстовой информации.

Страна переводила документацию с бумаги в компьютерные хранилища, и заказчиков хватало: Институт патентной информации, отраслевые НИИ, АвтоВАЗ… «А Илюша [Сегалович] ходил на работу в государственный НИИ, хотя я его все время в бок пинал: посмотри, вокруг жизнь идет!» — вспоминает Волож.

В 1991 году Сегалович сдался: советская наука разваливалась, а Волож вместо институтской зарплаты в $5 предложил ему немыслимые $30. В 1993 году Сегалович с командой программистов написал очередную версию программы текстового поиска, которую назвали «Яndex» (от yet another indexer).

Для демонстрации возможностей программы решили сделать модельный продукт — в 1994 году появилась цифровая Библия на нескольких дискетах с возможностью поиска. Продукт заметили, и компания получила солидный заказ от Института мировой литературы на изготовление цифровых копий академических изданий Грибоедова и Пушкина.

Полученные за работу $20 000, немалая по тем временам сумма, позволили CompTek переехать в новое помещение, вдвое увеличить команду программистов и, самое главное, подключиться к быстрому интернету. «Залезли в интернет на пару месяцев, прочитали все, что там было написано, посмотрели на поиск Altavista и поняли, что надо делать вещи для интернета», — вспоминает Сегалович. На протяжении 1996 года параллельно с изготовлением цифровых копий русской классики шла подготовка к запуску собственной поисковой машины в интернете.

Тогда же в компанию пришел еще один нынешний лидер, вернувшаяся из Америки программист Елена Колмановская (сейчас она — главный редактор «Яндекса»).

Ее первым заданием в «Яндексе» стал «промышленный шпионаж»: под видом заказчика Колмановская обошла все московские компании, в том или ином виде занимавшиеся разработкой текстовых поисковых программ.

«Выяснилось, что у нас технология лучше, надо было делать продукты для интернета», — вспоминает Волож.

Продукты представляли собой готовые программы, которые могли установить себе любые интернет-сайты, чтобы позволить пользователям искать информацию на своих страницах, и программные дополнения для действовавших тогда поисковых систем — эти «надстройки» учитывали русскую морфологию (строение слов в их различных грамматических формах) и поэтому позволяли искать в несколько раз результативнее и точнее. Но покупателей на поисковик не нашлось, и в 1997 году Волож решился на крупные инвестиции в создание публичной поисковой машины. На $10 000 были закуплены три сервера с жесткими дисками по 1 Гб. Вскоре на них оказались результаты индексирования всего тогдашнего рунета — все 4 Гб (сейчас в несколько раз больше информации помещается в iPod). Качество поиска понравилось пользователям: к середине 1999 года сайт Yandex.ru уже стабильно держался в семерке самых популярных сайтов рунета.

Аромат кофе и круассанов, несколько столиков в углу фойе Концертного зала им. Чайковского на Триумфальной площади Москвы.

Летом 1999 года в популярной тогда кондитерской «Делифранс» началась первая неформальная «ярмарка стартапов» русского интернета.

В США был интернет-бум, технологический индекс NASDAQ почти ежедневно обновлял рекорды, и юный русский интернет-рынок манил инвесторов как новый Клондайк. В «Делифранс» собрались основатели главных сайтов того времени: портала InfoArt, почты Mail.

ru, магазина Ozon, поисковика «Апорт». «Все со всеми разговаривают, переходят от столика к столику, «обнюхиваются», — вспоминает Аркадий Волож. Ото всех сделанных ему тогда предложений об инвестициях он отказался: деньги ему готовы были дать только в обмен на контроль над компанией.

Одним из первых отвергнутых стал нынешний председатель совета директоров Mail.ru Group, а тогда начинающий инвестор Юрий Мильнер. «Юра был самый активный из всех, он просто давил, давил и давил, говорил: «Надо быстро все делать, время уходит, кто первым успеет, тот и будет первым!» — вспоминает Волож.

Мильнер оценил технологии «Яндекса» и предложил создавать проекты вместе: хорошие программисты ему были нужны для реализации его бизнес-идеи — скопировать самые популярные модели американских сайтов и как можно быстрее запустить их в России.

За образцы были взяты электронный аукцион eBay и бесплатный веб-хостинг GeoCities, по образцу которых программисты «Яндекса» в бешеном темпе создали Molotok.ru и Narod.ru — у них было шесть недель на каждый проект. По мнению Воложа и Сегаловича, продукты получились сырыми и требовали большой доработки, но Мильнеру важнее была скорость.

«Мы думали, так продукты не делают, но возразить, вставить слово было невозможно, и мне уже тогда было понятно, что главную скрипку [в сотрудничестве с Мильнером] будем играть не мы», — говорит Волож.

Поэтому когда в феврале 2000 года Мильнер сделал предложение о покупке контрольного пакета «Яндекса», обещая привлечь средства через американский фонд NCH, Волож отказал. Партнеры поделили совместные проекты: Molotok.ru достался Мильнеру, а Narod.ru — «Яндексу».

Помимо Мильнера и NCH зимой 2000 года на роль инвестора поисковой системы претендовала компания Golden Telecom, фонд Baring Vostok Capital Partners (BVCP) и целый ряд более мелких иностранных фондов и российских инвесторов.

В апреле 2000 года 35,27% акций «Яндекса» за $5,28 млн купил фонд ru-Net Holdings, основным участником которого был BVCP.

Со стороны BVCP за сделку отвечала старший партнер фонда Елена Ивашенцева, с которой Аркадий Волож познакомился в том же самом «Делифранс».

Покупка доли в «Яндексе» за такие деньги весной 2000 года выглядела безумием. За месяц до объявления о сделке индекс NASDAQ, достигнув максимума в 5132 пункта, рухнул на 40%. «Пузырь доткомов» лопнул, инвесторы разорялись, компании объявляли себя банкротами.

«Мы шли к сделке семь месяцев, с гордостью объявили о ней, а все вопросы от журналистов были «что вы делаете, куда вы идете, бизнеса же нет», — говорит Елена Ивашенцева, миниатюрная женщина, тщательно обдумывающая каждое слово в ответе на любой вопрос. Еще сложнее было объясняться с инвесторами.

«Мы получили массу требований немедленно продать пакеты и в «Яндексе», и в купленном ранее «Озоне», и вообще эту тему закрыть», — вспоминает Ивашенцева. Помогло то, что продать акции интернет-компаний в разгар краха отрасли было невозможно. «Пришлось ждать и терпеть.

С тех пор вот 11 лет ждем, покупаем новые акции, и до сих пор BVCP — самый крупный инвестор «Яндекса», — говорит Ивашенцева.

Сам «Яндекс» от кризиса не пострадал, поскольку бизнесом по сути не являлся. Выручка «Яндекса», который до продажи акций инвесторам был просто отделом возглавляемой Аркадием Воложем компании CompTek, в 1999 году составила $72 000.

Поисковик выживал за счет других подразделений компании. Но даже этот маленький и убыточный «Яндекс» отстаивал независимость.

«Нам нужен был инвестор, который будет именно инвестором, а не хозяином, не будет рулить за нас», — объясняет Волож.

Улица Льва Толстого, 16

Источник: http://www.forbes.ru/tehno/internet-i-telekommunikatsii/65029-v-protsesse-poiska

Ссылка на основную публикацию